Очень незаметно в профессиональном сообществе прошла новость об утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. № 1630-р Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Точно также и в геоиндустрии данная новость не вызвала интереса, скорее всего из-за того, что инициаторами и исполнителями стратегии назначены Минпромторг, Минтранс и Минобрнауки России. Казалось бы, где ГИС и ДЗЗ, а где Минтранс, но на самом деле любому представителю отрасли известно, что «беспилотье» в России начиналось с аппаратов, предназначенных для аэрофотосъемки. Таковым профессиональное «беспилотье» в России и остаётся. По признанию участников рынка БПЛА основное применение дронов остаётся за геоиндустрией: аэрофотосъемка для картографических и землеустроительных задач (по данным Стратегии — 34%), мониторинг состояния объектов инфраструктуры (25%), в отдельных случаях мониторинг состояния посевов и лесов.

Безусловно, Стратегия от Минтранса должна быть больше про «железо», с тем же, исполнители прямо указали, что действие Стратегии распространяется и на услуги, предоставляемые с применением беспилотных авиационных систем. К сожалению, в Стратегии не учитываются положения ни одного из ведомств, которые отвечают за применение результатов авиационных работ, например Росреестра и Минстроя.

Надо отметить, что гражданская отрасль БПЛА в России по большому счету представлена только двумя производственными компаниями: «Геоскан» и «Финко», на долю которых приходится до 70% рынка. Есть ещё ZALA AERO, принадлежащая Концерну «Калашников», но вряд ли можно считать её гражданской компанией, хотя у неё и достаточно большой объем выполняемых аэрофотосъемочных и мониторинговых работ в интересах инфраструктурных предприятий. Остальные компании пока вносят незначительный вклад в формирование отрасли, мы анализировали этот рынок в своих работах (ссылка, ссылка).

Наиболее же интересный пункт Стратегии гласит, что в целях обеспечения достижения стратегических целей развития отрасли необходимо формирование следующих инфраструктурных субъектов, среди которых: базовый заказчик — организация с государственным участием, уполномоченная в рамках реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы» и входящих в него федеральных проектов размещать согласованный с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации консолидированный заказ на беспилотные авиационные системы, выкупать и распределять произведенные беспилотные авиационные системы между заказчиками. Очень похоже на попытку монополизировать этот рынок государством, что очень характерно для нынешней России.

Стратегия опирается на Базовый сценарий (рост производства на 14% год к году, стремительное импортозамещение, рост специалистов). Сценария что делать, в случае нарастания экономических проблем Стратегия не предусматривает, хотя даже отраслевые ведущие компании говорят о спаде до 30% в 2023 году. По оценкам экспертов «Аэронета», в 2021 г. в России было произведено около 2500 беспилотников, в 2022 г. – свыше 5000 аппаратов, по итогам Стратегии к 2026 году надо произвести только полностью российских аппаратов более 50 тысяч единиц, а собрать на территории страны в три раза больше.

Стратегия