16 марта в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации «Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования» (НОТИМ) и активной поддержке Минстроя России прошел Второй Объединенный Евразийский Конгресс «ТИМ-СООБЩЕСТВО 2022. Люди. Технологии. Стратегии».
В сфере планировки и застройки городов новым эффективным инструментом становится государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности РФ (ГИСОГД). Какая практика складывается в регионах в части разработки таких систем и какая роль в этом вопросе отводится ТИМ – обсуждали участники «круглого стола» «Цифровизация в градостроительстве. Опыт регионов», который состоялся в рамках конгресса.
«Внедрение ГИСОГД в субъектах является необходимым условием для достижения национальных целей, поскольку одна из важнейших задач на сегодня – ускорение инвестиционно-строительного цикла», – отметила, открывая работу «круглого стола», директор департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич.
По ее словам, строительство любого сооружения начинается не с разработки проектно-сметной документации, а с вопросов градостроительного планирования. Их решение зависит от информационных технологий и, в частности, разработки ГИСОГД. Напомним, в 2022 году все регионы должны внедрить и начать полноценное применение собственных ГИСОГД. Однако пока этот процесс только набирает обороты: по данным на середину марта, лишь 35 субъектов смогли завершить создание подобных систем.
Это важно еще и потому, что ГИСОГД помогает обеспечить эффективную реализацию Федерального закона №494-ФЗ о комплексном развитии территорий (КРТ). Для этих же целей разработана и действует АИС «Реформа ЖКХ», напоминает заместитель директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Михаил Сюткин. В настоящее время система аккумулирует данные по учету аварийного жилого фонда, модернизации жилья, капитальному ремонту МКД, жилищному фонду, коммунальной инфраструктуре. На сегодня с системой работают более 20 субъектов, более тысячи систем осуществляют информационный обмен с нею.
Инструмент сборки и мониторинга
ГИСОГД не только являются полноценным инструментом планирования градостроительных проектов, но и становятся базой для дальнейшего развития и совершенствования информационных технологий. Например, на основе региональной ГИСОГД создаются комплексные инфраструктурные планы регионального развития (КИПРР), рассказала руководитель Института территориального планирования «Град» Анна Береговских. Необходимость разработки плана объясняется тем, что сегодня система территориально планирования не сбалансирована несмотря на то что регулируется рядом документов на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. «Реализация объектов инфраструктуры обеспечивается через государственные муниципальные программы, которые принимаются в рамках реализации нацпроектов. Но при этом инвестпрограммы не связаны с решениями документов территориального планирования», – объясняет она.
В свою очередь, КИПРР призван обеспечить синхронизацию всех решений по планированию каждого из объектов инфраструктуры. «Это будет инструмент сборки и мониторинга всех решений о развитии социальной, транспортной, коммунальной и рекреационной инфраструктуры на основе данных, методов и технологий, обеспечивающий максимальную эффективность бюджетных расходов на создание комфортной городской среды, – комментирует Анна Береговских. – Первый опыт внедрения КИПРР принадлежит Сахалинской области, где этот документ объединил данные 8 муниципальных образований. Была достигнута главная цель – перейти от разрозненных документов терпланирования к цифровой управляемой бесшовной и мультимасштабной модели данных по всем инфраструктурам».
Не просто хранилище
ГИСОГД в регионах – один из основных инструментов, где формируется информационная модель территории, которая нужна для принятия решений, подтверждает генеральный директор «Джемс-Девелопмент» Алексей Дударев. Создание таких систем – это медленный и трудоемкий процесс, а сама ГИСОГД постоянно усложняется: без функций аналитической поддержки и принятия решений сегодня она просто не нужна.
«Это не просто хранилище пространственных данных и градостроительных документов, а фактически система принятия решений градостроительной деятельности и оказания государственных муниципальных услуг в сфере строительства», – объясняет он. Но при создании ГИСОГД регионы сталкиваются с рядом типичных проблем: дефицит кадров и ресурсов; отсутствие федеральных требований к данным ПЗЗ, ДТП, плану наземных и подземных коммуникаций, материалам инженерно-геодезических изысканий; нехватка правовой основы использования ЕЭКО, единой системы координат для большинства территорий и нерешенные вопросы взаимной точности данных различных классов; отсутствие полномочий по контролю за качеством данных ГИСОГД.
«В нашей практике мы столкнулись с тем, что принятие решений в части КРТ затруднено тем, что у органов исполнительной власти и местного самоуправления банально нет качественной информации о половозрастном составе проживающих людей, – рассказывает Алексей Дударев. – Граждане могут проживать в одном регионе, быть прописаны – в другом, работать – в третьем. Динамика перемещений непонятна властям, а механизмов сбора таких данных не существует и не предвидится. Также нет оценки функциональности и эффективности общественных пространств».
Если использовать все эти данные, то можно подойти к интеллектуальному подбору площадок, то есть искусственный интеллект подскажет, где лучше разместить тот или иной объект, и какие могут быть ограничения. То есть речь идет уже о формировании и реализации градостроительной политики на основе цифровых данных. На следующем этапе информационные модели объектов можно было бы включать в комплексный инфраструктурный план развития конкретной территории региона. Однако все это останется лишь теорией, если в срочном порядке не начать подготовку кадров и обеспечить повышение их квалификации, предупреждает Алексей Дударев.
Будет ли цифровой прорыв?
Действительно, власти надеются, что специалисты на уровне муниципалитетов смогут быстро посчитать параметры будущего проекта и подготовить документацию на право застройки территории в рамках проектов КРТ. Но у муниципалитетов нет ни финансовых возможностей, ни компетенций. «Поэтому в настоящее время зачастую проекты КРТ реализуются по инициативе правообладателя, то есть владельцев земельных участков, добавляет генеральный директор Rocket Group Борис Латкин. – В то же время сейчас перед страной стоит задача решать не узкие задачи конкретных застройщиков, а готовить площадки и обеспечить возможность реализации КРТ для большего круга участников, не обязательно только тех, у кого есть земля».
Борис Латкин предлагает в полной мере воспользоваться возможностями практического применения качественных пространственных данных и генеративного дизайна цифровых моделей. В частности, компания является разработчиком цифровой AI-платформы по поддержке принятия управленческих решений в градостроительной деятельности (rTIM). Алгоритмы искусственного интеллекта исключают влияние человеческого фактора в принятии решений и предлагают лучший вариант развития территории уже на этапе подготовки проекта КРТ. Причем время подготовки проектов сокращается с нескольких месяцев до недели с учетом всех согласований. Эффективность такой платформы была подтверждена на первом этапе пилотирования в субъектах России, проходившем в январе-июле 2021 года в партнерстве с Фондом «ДОМ.РФ». Сейчас совместно с Минстроем России запускается второй этап интеграции с региональными ИСОГД, в рамках которого тестируется возможность автоматического обмена данными и мгновенной реакции на изменения.
Проблемой для ИТ-разработчиков остается сбор верифицированных данных. «Чтобы получить информацию, мы должны отправить запрос, на рассмотрение которого уходит две недели. После чего эти данные надо как-то внести в платформу, научить ее «читать» документацию, а это практически невозможно, – объясняет Борис Латкин. – Если говорить о цифровом прорыве, то есть два пути. Первый – цифровизовать аналоговые процессы (что сейчас и происходит). Второй – поиск альтернативного алгоритма. Сегодня законодательство хотя и можно назвать революционным, но оно все равно не позволяет применять новые технологии, которые позволили бы сокращать время принятие решений».
Перспектива – интеграция
В создании ГИСОГД есть передовые регионы, и те, что только начали свой путь. Тем не менее структура ГИСОГД должна включать в себя несколько частей, выражает свое экспертное мнение директор портфеля проектов «МетаПрайм» Наталья Резина. Во-первых, ГИСОГД региона – это прежде всего учетная система, архив документов и сведения о пространственных данных. Во-вторых, это информационно-аналитическая подсистема, которая расширяет набор функций ГИСОГД и реализует задачи, связанные с оказанием государственных муниципальных услуг. В-третьих, это интернет-портал, предназначенный для раскрытия информации.
«Несмотря на то что в некоторых регионах сейчас практикуется создание на базе ГИСОГД большой и мощной системы, я считаю, что речь должна идти о некоей комплексной региональной системе в сфере градостроительства в регионе, где ГИСОГД – это только один из блоков, модулей этой системы, – отмечает Наталья Резина. – Потому что пул задач, с которыми должно происходить сопряжение на региональном уровне, – шире. Это и мониторинг хода строительных работ, стройконтроль и стройнадзор, задачи, связанные с управлением бюджетными программами, единая среда данных, работа в ЦИМ ОКС и вопросы, связанные с инженерной инфраструктурой».
Параллельно отечественные разработчики и интеграторы ПО предлагают новые инструменты, повышающие эффективность и удобство работы в цифровой среде. В частности, есть решение, оптимизирующее работу в разных системах. «Всякий раз, внедряя большую информационную систему, мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: наличие ранее установленного ПО, в котором сотрудники организации привыкли работать, решая конкретные производственные задачи, – рассказывает генеральный директор ООО «СИГИС-Технологии» Александр Ставицкий. – Внедрение дополнительной программы часто бывает излишне. Поэтому мы разработали платформу-агрегатор cGIS. Ее функционал – отображение и анализ в режиме реального времени пространственных, атрибутивных данных и документов из различных информационных систем и хранилищ данных для целей поддержки выработки управленческих решений».
Уже есть положительный опыт: платформа-агрегатор применяется в работе единого регионального портала пространственных данных для Калининградской области, Ставропольского, Хабаровского края, Республики Северная Осетия-Алания. В для этих регионов созданы единые среды, объединяющее пространственный и атрибутивные данные различных министерств и ведомств, системы документооборота, ИСОГД, ЕСИА, ЕПГУ, СМЭВ с данными ФГИС ЕГРН, ПИС «Реформа ЖКХ».
Тему дальнейшей перспективы интеграции смежных систем с ГИСОГД поднял директор проектов компании «АТП ТЛП – архитекторы и инженеры» Алмаз Шакиров. В частности, для цифровой эволюции потребуется бесшовная передача данных от этапа проектирования до этапа эксплуатации ОКС. Пока проектировщики и интеграторы только ищут наиболее эффективный инструментарий для такой транспортировки цифровых данных.
Однако в компании АТП ТЛП уже определились с решением, как передать внешние и исполнительные данные из БИМ-среды (из информационной модели) в эксплуатационные данные в среду FIM – посредством решения dRofus по протоколу IFC. «Этот же принцип можно было бы использовать при передаче БИМ-модели в системы ГИСОГД», – предлагает Алмаз Шакиров. По его словам, компания уже обращалась с таким предложением в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Специалисты госкорпорации положительно оценивают возможность включения в ГИСОГД данных об объектах, однако пока нет четко сформулированных требований к этим моделям. Уже разработан соответствующий документ, регламентирующий эти требования, но пока он не доработан и вызывает ряд вопросов со стороны экспертов.
Определиться с приоритетами
ГИСОГД укрепляет тренд цифровизации наряду с технологией информационного моделирования в сфере проектирования и строительства (ТИМ). Политика государства в этом вопросе определена, что не мешает профессиональному сообществу акцентировать внимание регулятора на некоторых спорных вопросах. Так, основными документами, регламентирующими работу с ТИМ в России, являются Градкодекс РФ, а также Постановления Правительства РФ №1431, №331, №87. Однако в этих правовых актах есть лишь упоминание об информационной модели без конкретных требований к детализации и приемке такой модели, что приводит к разночтениям и как следствие – неконтролируемому развитию процесса применения ТИМ, отмечает генеральный директор ООО «Бимпро» Анна Николаева.
В пример она привела ситуацию в одном из российских регионов, которая становится типичной для всех субъектов. Так, заказчик требует разработать БИМ-модель на уровне LOD 400, при этом сроки и стоимость выполнения проектных работ остается прежними. В реальности генеральный проектировщик может обеспечить лишь LOD 150-200 (раздел «Архитектура»), а для увеличения полноты проработки информационной модели нанимает субподрядчика и тем самым работает себе в убыток. В итоге Госэкспертиза не может открыть этот файл и просит предоставить максимально простую модель, чтобы сверить ее хотя бы на базовом уровне. «Как следствие – на всех муниципальных заказах региона наблюдается риск срыва контрактов», – предупреждает Анна Николаева. Она предлагает «сбавить обороты» и определиться с конечными задачами.
Так, эксперт предлагает упростить оценку и учет информационных моделей для государственного заказчика и экспертизы и перейти к принципам «достаточного минимума». В частности, отказаться от классификации LOD и вместо этого опираться на классификатор детализации моделей, в котором уровень повышается от 0 до 5, и при этом детализация возрастает до LOD 400 и выше. То есть на первом уровне внедрения решается задача корректного учета объектов, что позволит обеспечить массовое внедрение ТИМ, получать укрупненную 3d модель региона и учитывать их в ГИСОГД. На втором уровне предлагается дополнять эти модели инфраструктурой – транспортной, инженерной, благоустройство и т. д. На третьем и последующем уровнях можно получать расширенную информационную модель зданий. Внедрять такой подход предлагается не везде и сразу, а постепенно, начиная с пилотных проектов в отельных регионах, закладывая на каждый этап 3-5 лет.
Таким образом политика цифровизации инвестиционно-строительного процесса и сферы градостроительства, заданная государством, постепенно приобретает все более весомые черты. «Доводка» всех информационных систем до хорошего рабочего уровня позволит существенно приблизить достижение основных показателей, обозначенных в национальных проектах.
Источник: Строительный эксперт