Подписано постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2024 № 729 «Об утверждении Правил использования на территории Российской Федерации геоинформационных технологий, геоинформационных систем и геоинформационных средств при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая создание, поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление, использование и распространение пространственных данных, в том числе с использованием электросвязи, иностранными государствами, международными организациями, а также находящимися под их контролем организациями, иностранными юридическими лицами, иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство другого государства, их аффилированными лицами».
К тексту постановления очень много вопросов, не понятны юридические механизмы вводимого контроля, ответственность за невыполнение обязанности по уведомлению, последствия подачи уведомления, трактовка понятий и норм. Зачем это сделано и какие выводы сделает государство, не установлено. Ждём разъяснений.
В данный момент текст фактически прямо запрещает OpenStreetMap, Google Maps, любые исследовательские проекты, связанные с геопространственным анализом на территории России, что проистекает из крайне широкой трактовки фразы: «…иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство другого государства, их аффилированные лица не вправе распространять с использованием таких геоинформационных технологий, геоинформационных систем и геоинформационных средств геопространственные сведения, если распространение таких сведений может привести или приводит к раскрытию сведений, составляющих государственную тайну, коммерческую тайну, служебную тайну в области обороны и иную охраняемую законом тайну«. Мы прекрасно понимаем, что совокупность сведений, которые имеются и могут быть получены с использованием картографических ресурсов и космической съемки так или иначе касаются вопросов разного типа тайн. Также не понятно, могут ли сотрудники с двойным гражданством работать над созданием корпоративных ГИС, как быть российским компаниям, у которых есть иностранные юр лица, как быть с применимостью стандартов OGC? Вопросов, как обычно, больше, чем ответов.